Наше кредо - ответственность

ЗАО "Петрос" на реставрации объектов архитектурного наследия Санкт-Петербурга.
Окончательные итоги очередного сезона реализации программы «Фасады Санкт-Петербурга» пока не подведены. Хотя номинанты на лучшую работу 2006 г. уже точно известны. Одним из них стал фасад бывшего дома доктора медицины Вучиховского, на пр. Римского-Корсакова, 33.
Здание, построенное в 1877 г. арх. В. А. Шретером, представляет собой необычное сочетание «кирпичного» и мавританского стилей. Естественно предположить, что и работы на этом объекте также оказались далеко не стандартными. Это, вообще, характерно для шретеровских построек. Можно вспомнить, например, о реставрационной составляющей строительства 3-й сцены Мариинского театра, чему была посвящена подборка публикаций в наших прошлых номерах. К тому же следует учесть важное обстоятельство: заниматься восстановлением фасадов дома доктора Вучиховского выпало относительно молодому коллективу реставраторов ЗАО «ПЕТРОС». Об особенностях здания и восстановительных работ на нем рассказывает заместитель гендиректора фирмы по реставрации Геннадий Викторович Полиевец.
Г. Полиевец:
Можно только благодарить судьбу за то, что нам достался столь интересный объект. На фасаде дома в равных пропорциях присутствуют и кирпичная кладка, и лепка, и штукатурка. С последней были обычные проблемы: историческую штукатурку следовало расчистить от поновительских слоев, отреставрировать и покрасить. Что касается кирпича, то его, в свою очередь следовало полностью расчистить, домастиковать и покрыть гидрофобизирующим составом. Причем домастиковка в цвет подбиралась весьма непросто и долго. Самые же серьезные трудности возникли с лепным декором. Сложные детали в мавританском стиле, которые по сути и являются главным украшением этого фасада, были выполнены мастерами XIX в. из особого, имитирующего камень раствора. Кстати, подбирать для воссоздания утраченных элементов наружной лепки его состав нам помогали коллеги из ЗАО «АЖИО». Добиваясь совпадения реставрационного раствора с изначальным как по цвету, так и по прочностным характеристикам, пришлось столкнуться с серьезными проблемами. Думаю, что в конце концов справиться с ними нам удалось.
Дом Г. Ф. Вучиховского, пр. Римского-Корсакова,33.
Реставрация фасада 2006 г.

Есть все основания считать дом доктора Вучиховского исключительно важным для коллектива объектом, так как при производстве реставрационных работ были успешно решены несколько технологических задач и получен дополнительный опыт по комплексному решению проблем при реставрации фасадов. При этом в нашем деле всегда так: чем труднее объект, тем больше у коллектива возможностей для профессионального роста.
Нельзя не отметить ту неоценимую помощь и всестороннюю поддержку, которые оказали нам сотрудники КГИОП. Без этого результат мог получиться совершенно иным. Огромное спасибо главному технологу С. Г. Тучинскому, инспектору И. А. Орловой, начальнику лаборатории ГУДЗ В. А. Новикову, а так же, разумеется, председателю комитета КГИОП В. А. Дементьевой, и заместителю председателя – О. В. Таратыновой.
Действительно, дом уникален. Впрочем, и каждое из зданий, которые реставрировались силами «Петрос» в рамках «Губернаторской программы реставрации фасадов» на протяжении двух последних лет, было по-своему неповторимо, всякий раз становясь неким этапным событием в истории предприятия. Само закрытое акционерное общество образовалось в 1998 году, и, стоит заметить, весь последующий период от объекта к объекту здесь накапливался опыт практической реализации принципов научной реставрации, формировался и продолжает формироваться свой особый подход к делу.

Фасады дома на Дворцовой наб., 10, после реставрационного ремонта фасадов. 2005 г.
Реставрация фасада 2006 г.


Г. Полиевец:
Возможно, такая аналогия кому-то и покажется несколько «притянутой», но настоящий реставратор должен относиться к каждой своей работе, как уважающий себя врач к конкретному пациенту. Как один, так и другой могут иметь дело с какими-то одинаковыми болезнями, но для медицины люди, а для нас объекты – всегда разные, поэтому и нуждаются в индивидуальном подходе. Да, в нашем деле тоже используются общие методики, но при этом каждый раз возникают свои тонкости и нюансы, а иногда и особые случаи. Здесь заложена еще одна особенность работы в реставрационной отрасли: восстанавливая памятники архитектуры, мы работаем в ритме постоянного совершенствования технологий и организации работ.

Эту мысль, скажем, можно проиллюстрировать на примере Конногвардейского манежа на Исаакиевской пл. На протяжении нескольких лет на этом объекте ЗАО «Петрос» выполнило реставрацию фасада, кровли и стилобата. В ходе работ под гранитными ступенями в основании здания мы обнаружили глухие арочные помещения, где, правда, ничего особенного, кроме старых кованых гвоздей, найдено не было. Видимо, первоначально эти ниши сообщались с остальным внутренним пространством манежа. До конца их назначение пока так и не выяснили, равно как и современного применения на данный момент им тоже не нашли. Однако сам по себе факт, на мой взгляд, крайне любопытен для историков, археологов архитектуры и прочих исследователей.

Здание Конногвардейского манежа

после реставрации фасада, кровли и стилобата. 2005 г.

Дом Я. А. Фохтса на наб. канала Грибоедова, 119. 2006 г.

Не менее интересный объект достался ЗАО «Петрос» на Каменном острове. Сейчас в этом здании на Боковой аллее, 1, в быв. особняке М. К. Кугушевой, располагается детская художественная школа. Дом строился в стиле модерн, что позволило нам достаточно интересно решить вопросы расколеровки его фасадов. Вместо стандартного зеленого первый этаж, к примеру, был сделан сиреневатым. Замечательно получилась красная с охрой башенка, полностью деревянная. При ее реставрации пришлось выполнить серьезный объем работ по воссозданию резьбы, восстановление обшивки по специальной технологии, замену стропильной системы. 
Сейчас на очереди новый трудоемкий объект – Кордегардии (павильоны) Михайловского (Инженерного) замка. В данном случае предполагается их комплексная реконструкция, по которой в настоящий момент заканчивается разработка документации, а завершение всех работ намечено на август следующего года. Замок, как известно, входит в комплекс Государственного Русского музея, что придает объекту особый статус. В одном из зданий будет размещаться музейный центр детского творчества.
Фасад, который нам предстоит здесь реставрировать, интересен тем, что в его отделке присутствует известняковый туф – наш местный, пудостский камень, имеющий пемзообразную структуру. Этот материал, называемый иначе пористым известняком, не является облицовочным и, соответственно, требует тонкого штукатурного покрытия. Но перед этим камень нужно полностью расчистить и восстановить. Все поры камня были полностью замазаны, происходило запаривание и, как следствие, разрушение. Таким образом, впереди у нас кропотливый ручной труд, тонкая, «ювелирная» работа, которую, образно говоря, придется выполнять, «вооружившись бормашиной». Сохранив по максимуму камень, нужно убрать более твердые докомпановки, которые разрушают исторический материал. Потом нужно будет сделать вставки в местах утрат из аналогичного камня. Пригодный материал еще можно найти, но доля отбраковки прогнозируется очень высокая – из куба в работу пойдет приблизительно одна четвертая часть. По предварительной оценке, около пятнадцати процентов площади будет нуждаться либо во вставках, либо в домастиковках. Из других особенностей этих строений можно отметить оригинальную стропильную систему с большим центральным столбом шатрового типа. Вообще, здания сложны по планировке, с толщиной стен, доходящей до 3-х метров.
ЗАО «Петрос» специализируется не только на реставрации фасадов, но и занимается комплексной реконструкцией зданий, в том числе и памятников истории и культуры.
С 2005 года коллектив входит в Союз реставраторов Санкт-Петербурга, разделяя его принципы и философию.

Г. Полиевец:
Наше кредо – ответственность за свое дело. Мы имеем честь прикасаться к памятникам истории и культуры, и несем полную ответственность за их дальнейшую судьбу.
Особняк М. И. Скалон на наб. Кутузова, 32, после реставрации фасадов. 2005 г. Отреставрированный в ходе реконструкции особняк М. К. Кугушевой. 2004 г.

Автор: Ольга Писаренко.

Обновлено (07.02.2012 11:11)

 

Навигация

Главная Реставрация Наше кредо - ответственность