"Кирпичный стиль" с Мавританской интонацией

ЗАВЕРШЕНА КОМПЛЕКСНАЯ ФАСАДНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ ДОМА ДОКТОРА ВУЧИХОВСКОГО

Взгляд любого прохожего, пересекающего Никольскую площадь, непременно остановится на выразительном облике фасада этого дома, построенного по проекту знаменитого архитектора В. А. Шретера для врача, ученого и сановника Г. Ф. Вучиховского. Рациональная планировка, выраженная во внешнем облике постройки, точно найденные пропорции и прекрасно подобранные декоративные детали выводят ее в ряд наиболее интересных произведений петербургского зодчества конца позапрошлого века, выполненных в «кирпичном» стиле.

ПОЧТИ 130 ЛЕТ НАЗАД

Именно академик архитектуры В. А. Шретер наряду с И. С. Китнером считается одним из активнейших инициаторов распространения этой разновидности эклектики в архитектуре Петербурга. В своих произведениях он неизменно стремился найти взаимосвязь между функциональной, конструктивной и художественной сторонами зодчества, основанную на свободном выборе образцов исторического наследия. Будучи видным представителем рационалистического направления в эклектике, Виктор Александрович сумел воплотить в своих работах многие новации того времени.

Во 2-ой пол. XIX в. на смену недолговечной и непрочной штукатурке в строительную практику приходит новый способ отделки фасадов, простой и практичный. При возведении здания поверхность кладки стали либо оставлять обнаженной, либо облицовывать качественным кирпичом, а то и керамическими плитками. Как оказалось, такая отделка в нашем климате обладает внушительной прочностью. С другой стороны, сами строения стали возводиться в куда меньшие сроки. Выразительность построек достигалась использованием рельефной кладки, узор которой выделялся пластикой и цветом.
Заметим, что дом Вучиховского явился отнюдь не первым примером обращения зодчего к «кирпичному стилю». Проект стал логическим продолжением его более ранних работ: доходный дом и здание фабрики шелковых изделий Ниссена (наб. р. Фонтанки, 183, Калинкинский пер., 1, Прядильная ул., 34), особняк купца Штрауса (В. О., 2-я линия, д. 9) и ряд других.
История первоначальной застройки данного участка неизвестна. Доподлинно ясно одно: к 1867 г. по правой стороне в глубине рядового участка № 3 по бывш. Екатерингофскому проспекту (ныне пр. Римского-Корсакова, 33), находившегося во владении наследников Б. И. Гете, существовали каменные флигели. Их проекты, выполненные арх. Ф. Габерцетелем, сохранились в архиве. В 1877 г. владельцем участка стал статский советник, д-р медицины Герман Федорович Вучиховский, поручивший Шретеру строительство нового жилого дома. 6 апреля того же года лицевой фасад нового строения был высочайше утвержден. Зодчий достаточно быстро возвел четырехэтажный лицевой корпус на высоком подвале с таким же флигелем вдоль левой (западной) границы участка и надстроил до четырех этажей уже существовавшие дворовые флигели.

СМЕЛО И ОРИГИНАЛЬНО

Лицевой фасад здания выдержан в симметричной композиции, с центральным и боковыми ризалитами, выделенными креповкой, акцентированными балконами и двумя эркерами на лепных кронштейнах. Последние по форме напоминают те, которыми декорирован дом Ниссена, построенный Шретером пятью годами раньше.
Обращаясь к «мавританским» мотивам и развивая идеи, использованные в предыдущих постройках, автор умело использовал полосатую кладку в сочетании красного облицовочного кирпича с оштукатуренной поверхностью. Оригинальность композиции фасада подчеркивается разнообразием типов оконных проемов прямоугольной, лучковой, полуциркульной и килевидной форм. На 4-ом этаже они декорированы штукатурными орнаментированными наличниками. Под ними, а также под окнами 2-го и 3-го этажей располагаются штукатурные прорезные и лепные филенки. Причем оконные проемы 3-го – арочной формы с декоративными перемычками и лепными геральдическими щитами с вензелем «HW» (вероятно, инициалы владельца дома). Использованные в оформлении фасада декоративные мотивы преимущественно воспроизводят орнаменты арабского искусства, именуемые «мавританскими», которые в данном случае сочетаются и с византийскими.
Венчающий карниз здания был сделан штукатурным, профилированным, с широким лепным фризом сложного рисунка в «мавританском» стиле. Над эркерами размещены балконы с лепными ограждениями с прорезным орнаментом. Дополняют декор фасада чугунные ограждения балконов из литых секций и кованый козырек сложного (опять же «мавританского» геометрического рисунка). Кстати, это единственный во всей северной столице пример использования подобной стилистики в оформлении металлического навеса над входом. В довершение общей картины в центре фасада автор расположил арочный проезд, форма которого усложнена выложенными в кирпиче консолями.

В ДУХЕ ВРЕМЕНИ

Двухсекционная внутренняя планировка главного дома, заложенная в проект, предполагала разделение объема здания парадной лестницей. В правой половине первоначально находились семи-, а в левой – четырехкомнатные квартиры. В каждую из них по правилам того времени вели два входа – парадный и через кухню на «черную» лестницу, выполненную из известняковых ступеней по металлическим косоурам. Ватерклозеты располагались на лестничных площадках. Кроме того, по восточной границе дома был устроен небольшой световой дворик-колодец, стены которого по рекомендации архитектора были гладко оштукатурены и отбелены, чтобы обеспечить больше света в квартирах.
Вестибюль главного входа освещался через окно над входной дверью и сквозь «мавританский» витраж с цветными стеклами, расположенный в импосте тамбура. Здесь и на лестничных площадках полы были выложены мозаичным узором из кусочков цветного мрамора. В рисунке лестничного ограждения из литых чугунных балясин и кованых оконных решеток ватерклозетов автор также использовал арабские орнаментальные мотивы. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что композиция угловых лестниц во флигелях со световыми колодцами за междуэтажными площадками предвосхищает позднейшие строительные приемы, развитые в зодчестве модерна (в частности, у арх. В. В. Шауба).
В целом, внутренняя отделка помещений отличалась простотой и имела скромный декор. Зной пустыни, которым веет от облика здания, несколько освежается включением в декор фасада и вестибюля пятилепестковых цветков, а также такого неожиданного сугубо северного мотива, как еловые шишки. Растительными орнаментами были также украшены печи и камины. Часть из них сохранилась до наших дней. Это печи, облицованные светло-зелеными глазурованными изразцами, декорированными ветками с листьями, ягодами и цветочными бутонами, камин, выполненный из серого мрамора с рельефным декором и чугунной топкой, украшенной картушем в виде кувшина с цветами и пальметами.

НИЧТО НЕ ВЕЧНО

За долгий период эксплуатации дома многое из его наружной отделки было либо повреждено, либо безвозвратно утрачено. Особенно грустными последствиями сказались на внешнем облике здания последние десятилетия, когда в процессе недавних ремонтов весь фасад, включая кладку со швами, штукатурный, лепной и металлический декор, был неоднократно покрыт ПХВ-красками. Деструктированный кирпич оштукатуривали с использованием цементных растворов и окрашивали «под кирпич». Штукатурку также обмазывали цементными смесями, что повлекло за собой ее частичное разрушение и отслаивание от стены. Значительно пострадал и лепной декор: разрушились кронштейны балконов и эркеров, фрагменты венчающего карниза и других элементов.

Состояние металлодекора характеризовалось утратами деталей, деформацией отдельных конструктивных и декоративных элементов, разрушением защитного окрасочного слоя с появлением поверхностной коррозии металла. Кроме того, были утрачены и заменены на новые как историческое ограждение балкона второго этажа, так и ворота в арочном проезде. Деревянные оконные заполнения находились в неудовлетворительном состоянии, а двери парадного входа разделили печальную судьбу многих порталов Петербурга, когда с конца 1990-х гг. их самовольно заменяли стандартными металлическими. В окнах подвала были установлены позднейшие металлические решетки.
Цоколь лицевого фасада из плит, уложенных на известковом растворе, имел мелкие сколы, трещины и разрушения шовного заполнения. Однако благодаря тому, что при строительстве дома использовалась особенно прочная разновидность путиловского известняка, облицовка в целом неплохо сохранилась.

Предреставрационное состояние наружной отделки здания

С ИЮНЯ 2006-ГО

Ситуация изменилась в наши дни, когда «Дом Г. Ф. Вучиховского» как выявленный объект культурного наследия был включен во вторую очередь «Программы реставрации исторического центра Санкт-Петербурга 2005–2007 гг.», сформированной КГИОП по распоряжению губернатора. В июне этого года на основании архитектурно-реставрационного задания нашего комитета здесь начались работы по реставрации главного фасада, финансируемые за счет бюджетных средств. Реставрационный ремонт подразумевал комплексное восстановление фасадного ансамбля с воссозданием утраченных элементов. Ставилась цель как можно точнее повторить авторский замысел Шретера.

Работы на начальном этапе фасадной реставрации
дома Г. Ф. Вучиховского

Предварительно специалистами института «Ленпроектреставрация» и «Балтийской Реставрационной Коллегии» было исследовано состояние отделки, поверхностей и элементов фасада с визуальным определением степени разрушений кладочных материалов, штукатурки, растворного и металлического декора. Результаты этой работы и послужили основанием для разработки схемы ведения реставрационных работ.
Данную реставрацию по договору подряда с ООО НПХК «Ремстройкомплекс», выигравшим конкурс на право производства работ, выполняло ЗАО «Петрос». Первоначально специалисты фирмы занялись расчисткой поверхностей фасада и декора от многослойных покрасок. Затем были удалены разрушенные и не подлежащие сохранению фрагменты отделки, поздние цементные вставки и обмазки кирпичной кладки и штукатурки. При выполнении реставрации стен из лицевого кирпича краску удаляли с использованием смывок, подобранных по индивидуальной рецептуре специалистами фирмы «Менделеев». Вскоре оказалось, что рекомендованный способ далеко не идеален. Все первые попытки полностью убрать следы краски, проникшие глубоко в поры и микротрещины поверхности кирпичей и шовного раствора, так и не приносили требуемого результата. Потребовались новые решения, тем более что окраски кирпича, которая могла неминуемо исказить авторский замысел, следовало избежать. Совместными усилиями реставраторов, специалистов КГИОП, начальника лаборатории и инженеров технадзора ГУ «Дирекция Заказчика по ремонтно-реставрационным работам» были испытаны едва ли не все возможные способы очистки, и, наконец, избрано использование комбинированного метода, включающего применение химических смывок с гидрофобной обработкой для доочистки поверхности. В результате удалось полностью освободить кладку от поздних наслоений, а в дальнейшем обработать ее камнеукрепителем и гидрофобизирующим составом.
Реставраторам «Петроса» пришлось немало потрудиться на восполнении утрат кладки в локальных участках разрушения и выпадения кирпичей. При утрате более 50 % единицы кладочного материала ее заменяли на новую, а остальное восстанавливали методом докомпоновки специальной мастикой с выравниванием поверхности (в данном случае применялись материалы, рекомендованные фирмой «Remmers»). Кроме того, в стенах была выполнена заделка трещин специальным составом методом инъектирования.

НАХОДКИ И ОТКРЫТИЯ

При выполнении работ реставраторы обнаружили, что кладочный раствор в глубине стены и на поверхности отличается составу и цвету. Вероятно, при облицовке фасада строители применяли тот же метод, что использовался Шретером при возведении дома купца Штрауса. Там швы снаружи оставляли на 2,5 см пустыми, применяя деревянные рейки, и заполняли лишь на другой год раствором извести. Шовная поверхность обрабатывалась выпуклым валиком с помощью особых железных инструментов. И кладка, и швы в итоге получались у старых мастеров ровными и аккуратными. В процессе реставрации нашим современникам довелось немало потрудиться на очистке и восполнении утрат раствора с восстановлением рельефа шва.

Фотофиксация отдельных этапов реставрации дома Г. Ф. Вучиховского

Штукатурные поверхности также были расчищены от поздних покрасок, с них удалялись цементосодержащие вставки и обмазки, а утраты восполнялись известково-песчаной смесью. При реставрации элементов лепного декора выполнялись расчистки от загрязнений и покрасок, удаление деструктированных и укрепление ослабленных фрагментов. Если восполнение мелких утрат велось методом домастиковки на месте, то крупные детали отливались в мастерских по моделям, изготовленным по сохранившимся образцам. В общей сложности было воссоздано 16 м карнизного декора, четыре балконных кронштейна и шесть панно на боковых гранях эркеров. Специалистам фирмы «Ажио» пришлось отдать много времени и сил на подбор состава раствора, аналогичного историческому. Лабораторный анализ выявил, что материал декора производился на основе белого цемента с незначительными добавками извести на наполнителе из кварцевого окатанного песка с включением цветных минералов. Кроме того, подтвердилось предположение, что лепной декор первоначально не был окрашен, также как и кирпичная кладка и штукатурка. Таким образом, в цветовом решении было необходимо восстановить первоначальный образ фасада. Для покрытия штукатурки и декора по рекомендации специалистов ООО «Рестауро СПб» среди большого разнообразия фасадных красок была выбрана универсальная водно-дисперсионная силиконовая краска Diessner Fasil plus из Германии, которая много лет применяется на объектах реставрации. Ее особый состав и немецкое качество позволили тщательно подобрать оттенки колера для штукатурки и лепных деталей фасада.
Все элементы металлического декора расчищались от старой краски и ржавчины смывками и механическими инструментами. Воссоздание балконного ограждения и реставрационный ремонт козырька производились в условиях мастерской. Разрушенные и утраченные элементы восстанавливались по уцелевшим аналогам: была выполнена необходимая замена крепежа, рихтовка и восстановление геометрии конструкций. Кроме того, удалось отлить утраченные чугунные крышки колесоотбойников, взяв за аналог сохранившиеся во дворе образцы. Чистовая окраска элементов металлодекора, в том числе кованых флагодержателей и чугунных вентиляционных решеток, выполнялась с предварительной антикоррозийной обработкой по колеру, определенному в результате научных исследований.
При расчистке центрального аттика реставраторы обнаружили, что он отделан лепным декором с прорезным орнаментом, а сами отверстия служат продухами для вентиляции чердака. Кирпичные парапетные столбы оказались облицованными ранее скрытыми под слоями краски большими плитами из литого чугуна аналогичного аттику рисунка. Причем на боковых поверхностях этих конструкций сохранились элементы крепежа парапетной решетки. Между тем, на чертеже из сохранившегося до наших дней авторского проекта дома Вучиховского никакого парапетного ограждения нет. Подобные случаи изменения архитектурных решений в ходе строительства характерны как для большинства построек данного периода, так и для наших дней. Возможно, в дальнейшем эти ограждения и будут воссоздаваться, однако для этого потребуются дополнительные научные исследования.
Кроме реставрационного ремонта оконных и балконных заполнений с окраской, была выполнена замена металлической входной двери на воссозданную по сохранившемуся образцу из исторического материала – дерева, как того требует программа «Фасады Санкт-Петербурга». Особое внимание уделялось восстановлению системы отвода осадков, поскольку как раз ее нарушение и явилось одной из причин значительных деструкций и утрат фасадных элементов. Были восстановлены карнизные свесы, водосточные трубы, заменены деформированные окрытия, укреплены конструкции балконов и эркеров. Восстановлена их гидроизоляция специальным раствором (гидробетоном) приготовленным на заказ фирмой «Ажио». Разрушенные лепные ограждения балконов над эркерами пришлось восстанавливать после укрепления и восполнения кирпичной кладки. Уцелевшие фрагменты собирались на месте, а недостающие детали восполняли с помощью устройства опалубки, куда заливали специальный раствор, а прорезной орнамент воссоздавали по образцам.
Для реставрации камня активно применялись материалы фирмы «Remmers». Была расчищена от грязи и цементных вставок известняковая облицовка цоколя, докомпановкой камнезаменителями восстановлены ее мелкие утраты, восполнены утраченные и поврежденные швы. Окончательно поверхность камня обрабатывалась влагозащитным слоем.

Завершенная теперь уже работа оказалась для всех крайне непростой. Во-первых, каждый элемент декора был выполнен старыми мастерами безукоризненно и с поразительной отточенностью рисунка. Во-вторых, реставраторам пришлось не только соответствовать уровню профессионализма предшественников, но и иметь дело с редким разнообразием материалов отделки и техник ее изготовления. Разумеется, все работы велись под пристальным контролем как КГИОП и инженеров отдела технадзора «Дирекции Заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры», так и генподрядной фирмы.
Здание, во многом сохранившее авторскую подлинность архитектурного решения, обладает высокой степенью композиционной завершенности, представляя собой большую историческую и художественную ценность. Это один из редких примеров использования «мавританского» стиля в оформлении фасадов и интерьеров петербургского доходного дома. Достаточно выразительный силуэт делает здание локальным акцентом в рядовой застройке Никольской площади.
Сейчас, после максимально возможного восстановления авторского замысла (что особенно заметно в цветовой гамме и воссоздании утрат металлического декора), облик дома заиграл новыми красками, радуя глаз петербуржцев и гостей северной столицы.

Автор: Ирина Орлова
ведущий специалист КГИОП

Обновлено (07.02.2012 11:34)

 

Навигация

Главная Реставрация "Кирпичный стиль" с Мавританской интонацией